Сцепление. Общие сведения.

1  Сцепление в автомобиле является важным конструктивным элементом. Оно предназначено для временного отсоединения двигателя от трансмиссии и плавного их соединения при переключении передач. Другая  функция сцепления – гашения колебаний и предохранение элементов трансмиссии от перегрузок. Сцепление автомобиля находится между коробкой передач и мотором.

 В зависимости от конструкции различают следующие виды сцепления: гидравлическое, фрикционное и  электромагнитное.

 Гидравлическое сцепление передает крутящий момент за счет потока жидкости. В фрикционном сцеплении связь обеспечивается за счет сил трения. Электромагнитное сцепление управляется магнитным полем.

 Самым распространенным типом сцепления является фрикционное сцепление. В зависимости от количества дисков различает следующие виды фрикционного сцепления: однодисковое, двухдисковое и многодисковое.

 В зависимости от состояния поверхности трения сцепление может быть мокрое и сухое. В сухом сцеплении используется сухое трение между дисками. Мокрое сцепление предполагает работы дисков в жидкости.

 На современных автомобилях устанавливается в основном сухое однодисковое сцепление. Конструкция однодискового сцепления включает маховик, ведомый и нажимной диски, диафрагменную пружину, подшипник выключения сцепления с муфтой и вилкой. Все конструктивные элементы сцепления размещаются в картере. Картер сцепления крепиться болтами к двигателю.

 Маховик устанавливается на коленвале двигателя. Он выполняет роль ведущего3 диска сцепления. Как правило, на современных автомобилях применяется, двухмассовый маховик. Такой маховик состоит из двух частей, соединенных пружинами. Одна часть соединена с ведомым диском, другая - коленчатым валом. Конструкция двухмассового маховика обеспечивает сглаживание рывков и вибраций коленчатого вала.

 Нажимной диск прижимает ведомый диск к маховику и освобождает его от давления. Нажимной диск соединен с корпусом (кожухом) с помощью пластинчатых пружин. Пружины, при выключении сцепления, выполняют роль возвратных пружин.

 На нажимной диск воздействует диафрагменная пружина, которая обеспечивает необходимое усилие сжатия для передачи крутящего момента. Диафрагменная пружина наружным диаметром опирается на края нажимного диска. Внутренний диаметр пружины представлен упругими металлическими лепестками, на концы которых воздействует подшипник выключения сцепления. Диафрагменная пружина закреплена в корпусе. Для закрепления используются распорные болты или опорные кольца.

 Нажимной диск, диафрагменная пружина и корпус образуют единый блок, который носит устоявшееся название корзина сцепления. Корзина сцепления имеет жесткое болтовое соединение с маховиком.

По характеру работы различают два типа корзин сцепления:

- нажимного;

- вытяжного действия.

2 В распространенной корзине сцепления нажимного действия лепестки диафрагменной пружины при выключении сцепления перемещаются к маховику. В вытяжной корзине сцепления наоборот - лепестки диафрагменной пружины перемещаются от маховика. Данный тип корзины сцепления характеризуется минимальной толщиной, поэтому применяется в стесненных условиях.

 Ведомый диск сцепления располагается между нажимным диском и маховиком. Ступица ведомого диска соединяется шлицами с первичным валом коробки переключения передач и может перемещаться по ним.

 Для обеспечения плавности включения сцепления в ступице ведомого диска размещены демпферные пружины, выполняющие роль гасителя крутильных колебаний.

 На ведомом диске с двух сторон установлены фрикционные накладки. Накладки изготавливаются из стеклянных волокон, медной и латунной проволоки, которые запрессованы в смесь из смолы и каучука. Такой состав может кратковременно выдерживать температуру до 400°С. Накладки ведомого диска могут иметь и более высокую тепловую характеристику.

 Подшипник выключения сцепления (обиходное название - выжимной подшипник)4 является передаточным устройством между сцеплением и приводом. Он располагается на оси вращения сцепления и непосредственно воздействует на лепестки диафрагменной пружины. Подшипник располагается на муфте выключения. Перемещение муфты с подшипником обеспечивает вилка сцепления.

 На грузовых и легковых автомобилях с мощным двигателем применяется двухдисковое сцепление. Оно осуществляет передачу большего крутящего момента при неизменном размере, а также обеспечивает больший ресурс конструкции. Это достигнуто за счет применения двух ведомых дисков, между которыми установлена проставка. В результате получены четыре поверхности трения.

Принцип работы сцепления

5 Однодисковое сухое сцепление постоянно включено. Работу сцепления обеспечиваетпривод сцепления.

 При нажатии на педаль сцепления привод сцепления перемещает вилку сцепления, которая воздействует на подшипник сцепления. Подшипник нажимает на лепестки пружины нажимного диска. Лепестки диафрагменной пружины прогибаются в сторону маховика, а наружный край пружины отходит от нажимного диска, освобождая его. При этом тангенциальные пружины отжимают нажимной диск. Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач прекращается.

 При отпускании педали сцепления диафрагменная пружина приводит нажимной диск в контакт с ведомым диском и через него в контакт с маховиком. Крутящий момент за счет сил трения передается от двигателя к коробке переключения передач.


Курсы валют

Курсы валют
c 25.09.2020
Доллар США
77,1780 руб.
Евро
89,9818 руб.
Закрыть
Ваше имя
Контактный телефон
Удобное время звонка